Лозунг полезности жизни, навязываемый японцу монополиями и предполагающий полную отдачу им всех возможных сил, развенчивается даже в самом утверждении Ито, который интерпретирует его как добровольное самопожертвование. Поистине лучше не скажешь!

Национальные качества, национальные особенности воспеваются в Японии все настойчивее. Конечно, борьба за национальную самобытность, которую сносит стремительный поток урбанизации, характерна сегодня для всех стран. На земном шаре рождается активное движение за сохранение народной музыки, фольклора, народной архитектуры, за сохранение уничтожаемых машинным производством народных промыслов и ручного труда. Но в Японии это очевидное для всего мира явление волей правящих кругов приобретает все тот, же характер национальной исключительности.

Безусловно, все, что говорилось прежде о чайной церемонии, правомерно. Действительно, это оазис, передышка от все убыстряющегося ритма, от все более затрудненной атмосферы жизни. Но и эта церемония, и икебана, и все разнообразие фурю, и попытки восстановить качества традиционной семейной структуры, приспособив их к меняющемуся облику современности, воссоздав на их основе принципы жизни полноценного японца,- все это сегодня используется для подчеркивания необычайных национальных качеств и особого склада японской нации.

Конечно, традиционность существует не вообще, а как глубокая специфика определенной культуры, определенного народа. Кто будет спорить с там, что дзэн чрезвычайно своеобразное явление дальневосточной культуры, что это учение во многом определило рождение в Японии тонкого, глубокого искусства и поэзии, способствовало формированию своеобразного взгляда на мир, на связи и место человека в этом мире. Но как, же была использована эта концепция?

от Copirait

Добавить комментарий