Пересечение государственной границы предполагает соблюдение определенной процедуры, которая предусматривает обязанности лиц выполнять условия и нормативы ввоза и вывоза продукции, установленные государством. Такая процедура именуется таможенным режимом и регламентируется на уровне федерального законодательства: Таможенные кодексы (Российской Федерации и Таможенного союза), Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», и ряд других нормативно — правовых актов. Лица, заявившие определенный таможенный режим, должны придерживаться законодательства не только в части валютного контроля, но и правовые ограничения, которые не носят экономический подтекст.
Любой из таможенных режимов централизует в себе: статус товара, направление и цель его передвижения, помещение товара под какой — либо режим на усмотрение лица (начинается со дня выпуска товара), а также вопросы таможенных пошлин, налогов и налоговых льгот, ограничений на транспортируемые товары и транспортные средства в рамках законодательства о регулировании внешнеэкономической деятельности.
Существуют четыре вида режимов.
1. Основной. К данной категории относятся следующие режимы:
— экспортный режим, подразумевающий вывоз товара за пределы страны без обязанности обратного ввоза с условием в обязательном порядке уплатить пошлины, и соблюдать принципы политики государства в сфере экономики. Кроме того, важной особенностью является тот факт, что состояние товара должно быть неизменным с момента оформления таможенной декларации, за исключением естественного износа;
— выпуск товаров для внутреннего использования — самый распространённый на практике режим, при котором все ввезенные товары остаются на территории государства и не подлежат обязательному вывозу. К такой категории относится импортная продукция, поставляемая согласно внешнеэкономическим контрактам, а также ввоз продукции с других стран для продажи внутри государства;
— международный транзит.
2. Экономический:
— переработка с целью внутреннего использования под таможенным контролем, на и вне территории таможни. Эти режимы предусматривают изготовление, ремонт, сборку, подборку, монтаж, переработку и обработку товаров. Разница между режимами следующая: при переработке на территории таможни взимаются налог и пошлина, а под контролем органов таможни — нет. Кроме того, переработка в последнем случае может быть только не подакцизной продукции и производится с целью выпуска в свободное обращение или перемещение под другой режим. Переработанная вне таможенной территории продукция впоследствии запускается на отечественный рынок и освобождается полностью или частично от пошлины и экономических мер;
— таможенный и свободный склады (предусматривают нетарифные меры регулирования, полностью или в отдельной части предполагают освобождение от пошлин);
— ввоз продукции на время (в зависимости от извлекаемого дохода режим предполагает полное ли частичное пошлинное освобождение на срок не более двух лет).
3. Завершающий:
— уничтожение;
— отказ,
— реимпорт и реэкспорт (экспортированные отечественные товары могут быть ввезены обратно и наоборот);
— временный ввоз на государственную территорию.
4. Специальный:
— ввоз и вывоз припасов (товаров, используемых при международных перевозках);
— торговля без пошлин (магазины беспошлинной торговли) и другие.
Таможенные режимы представляют собой наиболее эффективный механизм контроля за перемещением продукции, что обеспечивает безопасность государства в целом.